Курс PHP для начинающих - с нуля до джуниора за 2 месяца. Жми!
objects01 16

PHP и объекты

Курс PHP для начинающих
Внимание! Данный урок устарел!
Переходите к новому уроку "Классы и объекты в PHP как основа ООП".

Объекты не всегда были основной частью PHP. Более того, идея реализовать объекты пришла в голову разработчикам PHP "потом". Но впоследствии эта идея доказала свою жизнеспособность. В этой статье я познакомлю вас с объектами и опишу процесс разработки объектно-ориентированных приложений на PHP.

Курс PHP для начинающих

История PHP-объектов

При таком количестве объектно-ориентированных библиотек и приложений на PHP, не говоря уже об улучшенной поддержке объектов в PHP 5, развитие объектов в PHP может показаться просто кульминацией естественного и неизбежного процесса. На самом деле все это очень далеко от истины.

PHP/FI

Своим происхождением PHP, каким мы его знаем сегодня, обязан двум инструментам, которые разработал Расмус Лердорф с помощью Perl. Аббревиатура PHP обозначала Personal Homepage Tools (инструменты для персональной домашней страницы), a FI — Form Interpreter (интерпретатор форм). Вместе они составляли набор макросов для отправки SQL-запросов в базу данных, обработки форм и управления процессом обмена данными.

Затем эти инструменты были переписаны на языке C и объединены под именем PHP/FI 2.0. На этом этапе синтаксис языка PHP отличался от того, который мы знаем сегодня, но не слишком значительно. Была поддержка переменных, ассоциативных массивов и функций. Но объектов не было еще и в помине.

PHP 3

На самом деле, даже когда PHP был еще на этапе планирования, объекты не стояли на повестке дня. Как и сегодня, главными архитекторами PHP 3 были Зив Сураски и Энди Гутманс. PHP 3 представлял собой полностью переписанный PHP/FI 2.0, но объекты не считались необходимой частью нового синтаксиса.

По словам Зива Сураски, поддержка классов была добавлена почти в самом конце (а точнее, 27 августа 1997 года). Классы и объекты на самом деле представляли собой просто другой способ определения и доступа к ассоциативным массивам. Конечно, добавление методов и наследования существенно расширило возможности классов по сравнению с хвалеными ассоциативными массивами. Однако все еще существовали жесткие ограничения в отношении операций с классами. В частности, нельзя было получить доступ к переопределенным методам родительского класса (если вы еще не знаете, что это такое, не волнуйтесь, я объясню позже). Еще одним недостатком был не самый оптимальный способ передачи объектов в PHP-сценариях.

В то время объекты считались второстепенным вопросом. Об этом говорило и то, что им придавалось мало значения в официальной документации. В руководстве было дано одно предложение о них и один пример кода. В примере не иллюстрировалось использование наследования или свойств.

PHP 4

Хотя PHP 4 был еще одним революционным шагом в развитии языка, большинство основных изменений произошло незаметно для пользователя на нижнем уровне. Для расширения возможностей языка PHP был заново переписан движок Zend, название которого происходит от имен Zeev and Andi. Zend — один из основных компонентов, положенных в основу работы PHP. Любая вызываемая PHP-функция на самом деле является частью яруса высокоуровневых расширений. Эти функции выполняют всю возложенную на них работу, например взаимодействие с API системы управления базами данных или манипуляции со строками. А на нижнем уровне движок Zend управляет памятью, передает управление другим компонентам и преобразует знакомый вам PHP-синтаксис, с которым вы работаете каждый день, в исполняемый байт-код. Именно движок Zend мы должны "благодарить" за поддержку ключевых возможностей языка, таких как классы.

С точки зрения рассматриваемых нами объектов, большим преимуществом PHP 4 стала возможность переопределения родительских методов и получения к ним доступа из дочерних классов. Но остался и большой недостаток. Присвоение объекта переменной, передача его функции или возвращение его из метода приводило к появлению копий этого объекта. Поэтому присвоение, подобное следующему:

Код PHP
$my_obj = new User('Alex');
$other_obj = $my_obj;

приводило к появлению двух копий объекта User, а не двух ссылок на один и тот же объект User. В большинстве объектно-ориентированных языков программирования используется более естественное присвоение по ссылке, а не по значению, как здесь. Это означает, что вы передаете и присваиваете указатели на объекты, а не копируете сами объекты.

Принятая по умолчанию стратегия передачи по значению приводила к появлению в сценариях множества скрытых ошибок, когда программисты модифицировали объект в одной части сценария и ожидали, что эти изменения отразятся на всех его копиях. К счастью, в сценарии можно было принудительно осуществить передачу объекта по ссылке, но для этого нужно было использовать довольно "неуклюжую" конструкцию:

Код PHP
$other_obj = & $my_obj;

Хотя эта конструкция работала нормально, программисты легко забывали добавить символ амперсанда, и вероятность появления ошибок в объектно-ориентированном коде была очень высока. Причем такие ошибки очень трудно было обнаружить, потому что они, редко вызывали сообщения об ошибках, только программа работала не совсем так, как нужно.

Описание синтаксиса в целом и объектов в частности было расширено в руководстве по PHP, и объектно-ориентированное программирование стало превращаться в основное направление, главную тенденцию. Объекты в PHP не были приняты сообществом программистов без споров, и сообщения типа "Зачем мне нужны эти объекты?", часто раздували флеймы на форумах и в списках рассылки. На сайте Zend размещались статьи, которые поощряли объектно-ориентированное программирование, наряду со статьями, в которых звучали предостережения.

Но несмотря на проблемы передачи по ссылке и споры, многие программисты просто приняли новые возможности и "усеяли" свои коды символами амперсандов. Популярность объектно-ориентированного PHP стала расти. Вот что Зив Сураски написал в статье для сайта DevX.com:

«Одним из величайших неожиданных поворотов в истории PHP было то, что, несмотря на очень ограниченную функциональность, на множество проблем и ограничений, объектно-ориентированное программирование в PHP процветало и стало самой популярной парадигмой для растущего числа стандартных PHP приложений. Эта тенденция, которая по большей части была неожиданной, застала PHP не в самой выигрышной ситуации. Стало очевидным, что объекты ведут себя не так, как объекты в других объектно-ориентированных языках, а как [ассоциативные] массивы.»

Интерес к объектно-ориентированному проектированию стал очевиден из-за растущего числа публикаций статей на сайтах и в форумах . В официальном хранилище программного обеспечения PHP - PEAR, тоже была принята концепция объектно-ориентированного программирования. Некоторые из лучших примеров использования шаблонов объектно-ориентированного проектирования можно найти в пакетах PEAR, созданных для увеличения функциональности PHP.

Оглядываясь в прошлое, можно подумать, что введение в PHP поддержки средств объектно-ориентированного программирования стало результатом вынужденной капитуляции перед лицом неизбежности. Но важно помнить, что хотя концепция объектно-ориентированного программирования существует с 60-х годов прошлого века, широкое распространение она получила только в средине 90-х годов. Язык Java, этот "великий популяризатор" методологии объектно-ориентированного программирования, был выпущен только в 1995 году.

Язык С++, расширение процедурного языка C, появился в 1979 году. И после длительного этапа эволюции он совершил большой скачок только в 90-х годах. В 1994 году вышел язык Perl 5. Это была еще одна революция для бывшего процедурного языка, что дало возможность пользователям перейти к концепции объектов (хотя некоторые утверждают, что поддержка объектно-ориентированных возможностей в Perl напоминает добавления, сделанные задним числом). Для небольшого процедурного языка поддержка объектов в PHP была разработана удивительно быстро, что продемонстрировало оперативный отклик на требования пользователей.

PHP 5

В PHP 5 уже была явно выражена поддержка объектов и объектно-ориентированного программирования. Это не означает, что теперь объекты — единственный способ работы с PHP. Но объекты теперь считаются мощным и важным средством для разработки корпоративных приложений, и в PHP предусмотрена их полная и всесторонняя поддержка.

Объекты из дополнительной возможности превратились в "двигатель" языка. И, вероятно, самое важное изменение — это принятый по умолчанию тип передачи объектов по ссылке, а не по значению. Но это только начало. Далее будет описано гораздо больше изменений, которые расширяют и усиливают поддержку объектов в PHP, включая уточнения типов аргументов (hints), закрытые (private) и защищенные (protected) методы и свойства, ключевое слово static, пространства имен, исключения и многое другое.

PHP остается языком, который поддерживает объектно-ориентированную разработку, а не языком для объектно-ориентированного программирования.

PHP 6 - взгляд в будущее

Когда я пишу эти строки, PHP 6 находится еще где-то на пути к нам, но тем не менее он активно разрабатывается. Уже известно, что он будет построен на совершенно новом поколении движка Zend (ZE3) и будет обеспечивать встроенную поддержку и обработку строк, заданных в формате Unicode, что позволит улучшить поддержку интернациональных возможностей в приложениях. Это означает, что вы сможете использовать все функции PHP для операций со строками, не беспокоясь о том, могут ли они работать с текущим набором символов. В прошлом разработчикам приходилось использовать многобайтовые эквиваленты во многих распространенных функциях. Это была неприятная работа, и, к тому же, она приводила к появлению многочисленных ошибок. Поскольку интернациональный фактор приобретает все большее значение, данная возможность быстро становится совершенно необходимой в любом серьезном языке программирования.

В некотором роде будущее уже не за горами. Многие функциональные возможности, объявленные в PHP 6, уже реализованы в PHP 5 (точнее, PHP 5.3 - 5.5). С объектно-ориентированной точки зрения, PHP 6 не даст такого скачка функциональности, какой мы наблюдали в предыдущей версии. Но поддержка пространств имен (namespaces) уже является большим шагом вперед. Они позволяют ограничить область видимости имен классов и функций, чтобы уменьшить вероятность дублирования имен при включении библиотек и расширении системы с помощью пакетов. Благодаря пространствам имен вы также избавитесь от уродливых, но необходимых правил именования объектов, подобных следующему:

Код PHP
class Config_mysqlaccess_admin {
	...
}

Подобные имена классов — способ предотвращения конфликтов между пакетами, но это еще больше запутывает код. В PHP 6 снова было объявлено о поддержке уточнений для возвращаемых типов данных. Это позволит определять в методе или объявлении функции тип возвращаемого объекта. Данное обязательство должно быть со временем реализовано в движке PHP. Уточнение типов возвращаемых объектов позволило бы еще больше усовершенствовать в PHP поддержку шаблонных принципов программирования, наподобие программирования на основе интерфейса, а не его реализации.

Курс PHP для начинающих

Сторонники и противники использования объектов в PHP

Объекты и объектно-ориентированное проектирование, похоже, "разжигают" страсти среди программистов. Многие прекрасные программисты годами писали отличные программы, не пользуясь объектами, и PHP продолжает быть великолепной платформой для процедурного веб-программирования.

В примерах, которые будут показаны в следующих статьях, демонстрируется глубокое использование объектно-ориентированного программирования в PHP. Но в то же время нигде не утверждается, что объекты — это единственно правильный путь к успеху в программировании на PHP. Если вы взгляните на примеры из раздела "Основы PHP", то практически не найдете там использования объектов, т.к. этот раздел я писал в основном для новичков в программировании на PHP и не стал усложнять код использованием ООП. Стоит иметь в виду знаменитый девиз Perl: "Любую задачу можно решить несколькими способами". Это особенно верно для небольших сценариев, когда важнее быстро получить рабочий код и запустить его, чем создать структуру, которая сможет эффективно и безболезненно вырасти в большую систему.

Код — это гибкая среда. Самое главное — понять, когда быстрое испытание идеи станет корнем дальнейшего развития, и вовремя остановиться, прежде чем решения по вопросам проектирования вам будет диктовать громадный объем кода.

Классы и объекты

Комментарии (0)

Результаты поиска по запросу

Система Orphus